Когда разговор заходит о материальной культуре, в этнографических работах
обычно пишут о гигантских журавлях для подъема воды, двухэтажных домах из
огромных бревен, создавая иллюзию того, что материальная культура Севера почти
не менялась с глубокой древности. Тем не менее, уже в конце XIX века в Архангельской области у крестьян были часы с
кукушкой, по рекам ходили колесные пароходы, большую же часть хлеба они закупали
на ярмарках, а не производили сами. В Вожгоре я также наблюдаю различные элементы материальной культуры в очень странных сочетаниях. Это взаимопроникновение традиционного и нового
можно назвать гибридностью.
Хорошим примером для иллюстрации этого
тезиса может стать широкое использование местными жителями снегоходов буран в
паре с санями-розвальнями традиционной конструкции. Бураны появились в Вожгоре
на рубеже 1970-х и 1980-х годов. Они стали использоваться для поездок к лесным
избушкам наравне с лошадьми. Преимущества современной моторной техники
заключалось в первую очередь в высокой скорости: 50-60 километров в час
против 15-20 на лошади. Второе преимущество – меньшее давление на снег: там,
где буран промчится, не сломав «чира» (наста), лошадь проломит его и будет еле
тащиться.
Однако сани к бурану покупали немногие.
Во-первых, сани были почти в каждом хозяйстве, даже у людей, которые не имели
лошади. Лошади до перестройки были в основном совхозными. Их можно было взять,
например, для вывоза дров. А вот саней совхоз не давал, поэтому сани нужны
были свои. Сейчас совхозы ушли в прошлое, но когда вожгорец берет лошадь у
соседа для своих нужд, сани он не просит. Считается, что они могут сломаться
или уйти под лед на реке, поэтому нужно пользоваться своими. Вторая причина сохранения
саней – их дешевизна. В деревенской культуре то, что может быть сделано в
деревне ценится ниже, чем то, что можно приобрести только в городе. Поэтому
пластиковые сани ярославского завода стоят по 12-15 тысяч, а березовые
розвальни по 8-12.
Но чистота «традиционных» саней и «нового»,
«покупного» снегохода тоже условна. При изготовлении саней используются, хотя и в ограниченном количестве, современные материалы: жерди саней скреплены не тонкими прутьями,
«вицей», а металлической проволокой. Да и снегоход уже отремонтирован и получил
новый китайский двигатель, таким образом, он – уже результат изменения готового
городского продукта. Также, справа под сиденьем приделано крепление для топора.
То есть, гибридна каждая вещь из этой гибридной комбинации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий