Что такое Ethnography 2.0


пятница, 15 апреля 2016 г.

Гибридная материальность

Когда разговор заходит о материальной культуре, в этнографических работах обычно пишут о гигантских журавлях для подъема воды, двухэтажных домах из огромных бревен, создавая иллюзию того, что материальная культура Севера почти не менялась с глубокой древности. Тем не менее, уже в конце XIX века в Архангельской области у крестьян были часы с кукушкой, по рекам ходили колесные пароходы, большую же часть хлеба они закупали на ярмарках, а не производили сами. В Вожгоре я также наблюдаю различные элементы материальной культуры в очень странных сочетаниях. Это взаимопроникновение традиционного и нового можно назвать гибридностью.
Хорошим примером для иллюстрации этого тезиса может стать широкое использование местными жителями снегоходов буран в паре с санями-розвальнями традиционной конструкции. Бураны появились в Вожгоре на рубеже 1970-х и 1980-х годов. Они стали использоваться для поездок к лесным избушкам наравне с лошадьми. Преимущества современной моторной техники заключалось в первую очередь в высокой скорости: 50-60 километров в час против 15-20 на лошади. Второе преимущество – меньшее давление на снег: там, где буран промчится, не сломав «чира» (наста), лошадь проломит его и будет еле тащиться.
Однако сани к бурану покупали немногие. Во-первых, сани были почти в каждом хозяйстве, даже у людей, которые не имели лошади. Лошади до перестройки были в основном совхозными. Их можно было взять, например, для вывоза дров. А вот саней совхоз не давал,  поэтому сани нужны были свои. Сейчас совхозы ушли в прошлое, но когда вожгорец берет лошадь у соседа для своих нужд, сани он не просит. Считается, что они могут сломаться или уйти под лед на реке, поэтому нужно пользоваться своими. Вторая причина сохранения саней – их дешевизна. В деревенской культуре то, что может быть сделано в деревне ценится ниже, чем то, что можно приобрести только в городе. Поэтому пластиковые сани ярославского завода стоят по 12-15 тысяч, а березовые розвальни по 8-12.
Но чистота «традиционных» саней и «нового», «покупного» снегохода тоже условна. При изготовлении саней используются, хотя и в ограниченном количестве, современные материалы: жерди саней скреплены не тонкими прутьями, «вицей», а металлической проволокой. Да и снегоход уже отремонтирован и получил новый китайский двигатель, таким образом, он – уже результат изменения готового городского продукта. Также, справа под сиденьем приделано крепление для топора. То есть, гибридна каждая вещь из этой гибридной комбинации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий