Что такое Ethnography 2.0


понедельник, 25 апреля 2016 г.

Деревенские праздники: от народного православия к народному социализму

В 1950-е – 1960-е годы в этнографические работы вошло словосочетание «народное православие». Его суть состояла в следующем: народная культура живет и развивается по своим законам, но государство привнесло на определенном этапе развития православную культуру, в частности православный годовой календарь, который и стал использоваться крестьянами. Понятие возникло в годы хрущевских гонений на религию, и основным тезисом было то, что крестьяне так и не поняли суть православных праздников. Например, день памяти сорока мучеников севастийских трактовался через примету: «Сорок мучеников – сорок утренников». То есть со дня памяти сорока мучеников (9 марта по ст.ст., 22 марта по нов ст.) морозить по ночам должно ровно сорок раз. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по ст.ст. и 14 октября по нов. ст.), связанный легендой о том, что она накрыла пеленой город Константинополь, получает в русском народном православии трактовку: землю снегом покрывает.
Можно эту идею высказать словами историков школы Анналов: церковь «владела» временем в дореволюционной деревне, и трудовой, рабочий календарь неминуемо был связан с памятными днями православия, не всегда совпадая с ними по смыслу. Однако в XX веке ситуация изменилась – «владеть» временем стала светская социалистическая культура. Появились новые праздники: 8 марта, 1 и 9 мая, 7 ноября. Они стали центрами притяжения ритуальных практик. Можно отметить поразительную особенность: новые советские праздники получили аутентичное (чтобы не использовать слово «традиционное» – А.Т.) сельское наполнение.
Например, праздник 8 марта в Вожгоре становится аналогом престола. Вожгорский престольный праздник Святинá отмечался в последнее воскресенье января. Время, когда в Вожгору можно было попасть по зимнему пути. На съезжих праздниках, которые проходили в период от рождества до масленицы, выбирали невест. В обязательную программу праздника входили гостевания у молодых девиц, гуляния по деревне и катание на тройках. Суть всех этих мероприятий заключалась в том, что молодые парни смотрели девушек, их рукоделие, стать, голоса, а также демонстрировали свою удаль в песнях и управлении конями. Гостевания имели две основные функции. Во-первых, молодой человек мог попасть в дом к девушке, придя в гости к ее брату, а девушка могла посмотреть на предполагаемого жениха, придя в гости к его сестре. Во-вторых, во время таких визитов могла сложиться компания, которая затем шла по деревенской улице и пела песни и частушки. Гуляние по улице с песнями и гармонью было формой демонстрации своих разносторонних качеств максимальному количеству людей. В идеале продемонстрировать все это можно было бы в некоем большом помещении. Однако единственным помещением подобного рода и размера в деревне была церковь, а там гуляния не дозволялись.
В XX веке ситуация коренным образом изменилась. В деревне появился клуб. Собственно до 1980-х годов в Вожгоре клуб располагался как раз в здании церкви и именно там устраивались вечерние танцы по праздникам. Таким образом, появление клуба сделало ненужными гуляния по деревне: петь и плясать в клубе гораздо удобнее, а риска застудить горло, и замерзнуть нет совсем. Хождение по гостям сохранилось, задачу знакомства клуб не решал. Хождение с песнями по деревне сохраняется как ностальгическая практика пожилых людей, которые ходили так по деревне в пубертатном возрасте, а вот молодежь, по крайней мере зимой, в гуляниях с песнями не участвует.
В перестройку в деревне появились автомобили, и ушли в прошлое тройки. То есть они сохраняются как реликт, «традиционная практика» на празднике «Русская зима». Это мероприятие организует деревенский клуб, и оно включает в себя все «традиционные» элементы праздника: залезание на ледяной столб, катание на тройки, перетягивание каната, ношение дров на лопате и т.д. Молодые люди предпочитают катать девушек на машинах и мотоциклах.
И, наконец, последнее и самое важное. Деревня (а до 2005 года – село – А.Т.) Вожгора в 1980-е годы насчитывала более 1000 жителей, в соседних деревнях проживало еще столько же людей. На праздник Святина приезжали люди из соседней Коми АССР из деревень по Мезени. Теперь наиболее выгодными женихами считаются горожане. Причем не столько коренные архангелогородцы или сыктывкарцы, сколько местные вожгорцы, которые уезжают в город на заработки или живут там уже несколько лет. Старинная система престольных праздников выполняла задачу временного распределения праздничных мероприятий, праздники в деревнях не должны были совпадать или располагаться близко друг к другу по времени. В настоящее время большее значение имеет потенциальная возможность горожан приехать в село. Это можно сделать на большие выходные, которые в нашей стране в настоящее время (если брать искомый период с рождества по масленицу) выпадают на 8 марта. Поскольку дорога от Архангельска до Вожгоры занимает в лучшем случае 12 часов, то чтобы приехать в деревню нужно отложить 2 дня на дорогу и два-три дня на сам праздник. Обычно вожгорцы берут дополнительный отгул и возвращаются в деревню.
Именно на 8-ое марта хлеба было напечено в два раза больше обычной нормы, и он оказался весь раскуплен. Именно на 8-ое марта у клуба во время дискотеки выстроились в ряд 6 машин из города. В обычные субботы их либо нет совсем, либо стоит одна или две. А 9-го марта по деревне шли разговоры, что одна компания уехала в Койнас, а другая в Засулье (деревни на расстоянии 30-50 км от Вожгоры). Именно 8-го марта по деревни ходил друг к другу в гости девушки и парни.
Эта «традиция» осталась жива и прекрасно себя чувствует без тройки и гуляний. Кстати все эти действия не имеют никакого отношения ни к празднику Святина, ни к дню 8 марта, когда женщины рабочие должны были бороться за свои равные с мужчинами права. На смену народному православию пришел народный социализм…

#zapinezhie

Комментариев нет:

Отправить комментарий